Подпишитесь Презентация Вопросы Оценка
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ

«Автоматизация стратегически-ориентированного предприятия»

11.03.2005

II Всероссийская Конференция "Управленческий учет и финансы", 2005, Издательский Дом Гребенникова, сборник докладов.

Волокитин Юрий. 
Управляющий партнер группы компаний "СофтПром"

Как профессионально построить связь системы сбалансированных показателей со среднесрочным планированием? Может ли быть бюджетирование эффективным инструментом управления без связи со стратегическими целями компании? Каковы достоинства и недостатки различных инструментов автоматизации, задачей которой является управление бюджетированием? 

Мотивация.  

Получение топ менеджерами только необходимых показателей, характерных для соответствующего уровня управления. 
Формирование системы сбалансированных показателей и их связь со среднесрочным планированием.

Мотивация сотрудников. 

a. Необходимость широкого обсуждения, формулировки и публикации стратегии компании. Может быть, стратегия- это удел стратегов?
b. Три наиболее серьезных препятствия для внедрения эффективной системы сбалансированных показателей. 
c. Может ли быть бюджетирование эффективным инструментом управления, если оно не связано со стратегическими целями компании? 
d. Какие модели управления более эффективны: 

  •  в основе которых преобладают мотивы страха (если не сделаю, буду наказан);
  •  в основе которых преобладают мотивы достижения (если достигну - получу премию и повышение).
e. Каковы достоинства и недостатки использования различных инструментов для автоматизации бюджетирования: ERP, специализированные системы, электронные таблицы? 

 

Целевая аудитория 
  •  Собственники.
  •  Топ-менеджеры компании.
  •  Финансовые директора и аналитики.
  •  Любые заинтересованные лица.

 

Вопросы, которые будут затронуты 

Цель 
Представление практических подходов, позволяющих использовать автоматизированное бюджетирование в качестве инструмента управления ходом разработки и реализации стратегии. 

 

Актуальность темы 
Жесткая конкурентная борьба, высокая динамика рынка требуют большей эффективности принятия управленческих решений. Это невозможно без профессионально выстроенного среднесрочного управления, связанного со стратегией предприятия. 
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно распределять ресурсы в соответствии со стратегическими планами и увязывать качественно выраженные стратегические цели предприятия с оперативными возможностями, является бюджетное планирование и контроль.
Практика показывает, что предприятия не используют возможности этого инструмента управления. Это связано, с одной стороны, с односторонним взглядом на бюджетирование как инструмент финансовых менеджеров для составления платежного календаря, контроля затрат и соблюдения платежной дисциплины; с другой стороны, с технологическими ограничениями выбранного для реализации бюджетирования программного обеспечения. В результате бюджетирование оторвано от стратегических целей, из виду упускаются стратегические интересы, распределение ресурсов неэффективно и производится исключительно в интересах оперативных целей. Многие предприятия, используя инструмент бюджетирования, готовят бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и на этом останавливаются. Не увязывая бюджетирование со стратегическими целями, предприятия не видят необходимости, к примеру, в подготовке бюджета балансового листа. Однако отсутствие баланса не позволяет построить управление по показателям финансовой эффективности, не дает возможностей для ответа на такие вопросы, как рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость активов, финансовая устойчивость и ликвидность, которые являются индикаторами успешности деятельности предприятия. 
Если компания осуществляет несколько направлений деятельности, выпускает широкий ассортимент продукции, имеет свои подразделения в различных регионах, то данные показатели необходимо определять для каждого вида бизнеса, каждой группы продуктов, каждого территориального подразделения. Только в этом случае можно оценить, насколько эффективны те или иные направления деятельности, насколько прибыльны отдельные виды продукции, насколько эффективно работают дочерние структуры в регионах. 
Однако стратегически ориентированное бюджетирование не ограничивается исключительно финансовыми показателями. Современное бюджетирование включает планирование таких стратегически важных индикаторов, как лояльность клиентской базы, эффективность ключевых бизнес-процессов, эффективность и профессионализм персонала. Эти показатели результативности деятельности, связанной с нематериальными активами компании, носят предупреждающий характер и сигнализируют о приближающихся успехах / проблемах в финансовой проекции бизнеса. 
Бюджетирование является первым шагом к воплощению в жизнь стратегического плана компании. Реализация стратегии осуществляется через формулирование, анализ и принятие решений на основе различных инициатив, которые затем реализуются в виде инвестиционных проектов или мероприятий. Бюджет компании отражает эффективность реализации инициатив, для чего осуществляется бюджетирование с учетом различных вариантов (сценариев) развития. 
И наконец, система бюджетирования никогда не станет эффективным инструментом управления, если она не включает систему мотивации. Так как бюджетный механизм управления требуют от сотрудников высокой производительности и эффективности, если мотивация будет неправильной или она будет выстроена? внедрение бюджетирования на предприятии может вызвать противодействие. 

Практические подходы 
Управлять - значит формулировать конкретные цели, планировать, осуществлять контроль на основе утвержденных планов, анализировать результаты, сопоставляя их с плановыми показателями, выявлять причины отклонений и принимать решения, устраняющие эти расхождения, и достижения кратко-, средне- и долгосрочных целей. Именно такой подход реализуется в технологиях бюджетного управления, составляющих ядро управленческого механизма большинства успешных компаний.
В докладе будет представлена рекомендуемая последовательность реализации бюджетного процесса, обеспечивающая кроме собственно построения бюджета достижение следующих целей: 

 

  •  построение стратегических карт (бюджетных планов, связанных с целевыми стратегическими показателями в зависимости от хозяйственных и финансовых процессов предприятия на основе модели деятельности компании);
  •  применение сценарного подхода к планированию с использованием инструмента факторного анализа для выявления роли и веса факторов, влияющих на достижение целей предприятия, и оценки возможных вариантов развития событий при изменении ключевых плановых показателей (выручка, цена, стоимость сырья и т. д.);
  •  использование механизмов бюджетирования как сверху вниз, так и снизу вверх;
  •  декомпозицию целевых показателей до уровня отдельных менеджеров и исполнителей и привязку системы мотивации менеджеров к их доли в финансовом результате предприятия, анализ причинно-следственных карт;
  •  анализ отклонений и управление по отклонениям;
  •  осуществление оперативного контроля отклонений и выявление их причин;
  •  оценку и сравнение эффективности различных направлений бизнеса, подразделений, продуктов, анализ рычагов «что-будет-если».

Демонстрация бюджетных моделей в автоматизированной системе PlanDesigner
ВРМ (Business Performance Management) является акронимом для одновременного описания методологических подходов и специализированного программного обеспечения их автоматизации. Если сказать просто, то ВРМ - это широкая область для построения организационных структур, автоматизации и анализа процессов, измерений, методологий и систем, которые являются рычагами эффективности бизнеса. ВРМ обращен к тому, что было всегда первоочередной задачей высшего менеджмента мониторинг эффективности бизнеса и принятие решений, обеспечивающих достижение наиболее высоких значений этой эффективности. Базовыми конструкциями, на которые опираются реальные ВРМ-решения, являются управленческие концепции и системы автоматизации. 
Наиболее важными управленческими моделями ВРМ-идеологии являются широко распространенные инструменты современного менеджмента, такие как: 

  •  Стратегическое планирование
  •  Модели Key Performance Indicators (KPI)
  •  Balanced ScoreCard (BSC)
  •  Бюджетирование
  •  Модели корпоративной мотивации
  •  Модели мониторинга и контроля исполнения
  •  Модели управления инвестиционным портфелем
  •  Управление проектным портфелем
  •  Модели консолидации финансовых и нефинансовых данных
В то же время создание полноценной ВРМ-системы, которая при внедрении BSC базируется на функциональности и достижениях современных технологий обработки данных, невозможно без средств автоматизации: 

  •  OLAP; DSS;

  •  BI;
  •  Уникальной функциональности ВРМ;
  •  Workflow;
  •  интернет-сервисов.

Сборник докладов II Всероссийской конференции "Управленческий учет и финансы". Казань. Издательский Дом Гребенникова. Ноябрь 2005.


Автор:  Волокитин Юрий. Управляющий партнер группы компаний "СофтПром"
Источник:  II Всероссийская Конференция "Управленческий учет и финансы", 2005
Категория:  Общая