Подпишитесь Презентация Вопросы Оценка
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ

Заказываю просмотр





Аллокации

Аллокации

Предприятия используют системы аллокации (распределения) для более точной привязки "общих" расходов к структуре доходов и определения - где именно компания зарабатывает, где - теряет, и что конкретно можно сделать для увеличения прибыльности. 


В PlanDesigner вы можете самостоятельно (путём "визуального моделирования) настроить самые изощрённые модели аллокации расходов предприятия, без ограничений на размерность модели и на применяемые методики:
  • метод прямой многомерной аллокации,
  • методы пошаговой каскадной аллокации,
  • матричная (перекрёстная) аллокация,
  • алгоритмы циклической аллокации с заданным уровнем точности для взаимных "внутренних" услуг подразделений,
  • методики ABC (Activyty Based Costing) для определения финансового результата от тех или иных бизнес-процессов,
  • любые комбинации этих и иных методов аллокации расходов, расчётов себестоимости и детализации структуры прибыли.

Функциональность PlanDesigner для задач аллокации:

Во-первых, вы используете МНОГОМЕРНЫЕ OLAP-кубы как для совершения расчётов, так и для прозрачного и детального отражения результатов многомерной аллокации расходов. Для аллокаций вы можете использовать многомерные "обратные расчёты" и "полные расчёты" в кубах, распределяя расходы по различным базам одновременно вдоль нескольких осей. Используя многомерные кубы, вы можете настроить модель любой размерности (PlanDesigner не накладывает никаких ограничений ни на количество измерений в отдельном кубе, ни на число кубов в модели).

Во-вторых, вы можете использовать "вычисления в связях" - так же многомерные операции, распределяющие расходы пропорционально выбранным базам одновременно по нескольким осям. Последовательно применяя несколько связей для аллокации, вы можете использовать результаты предыдущих распределений в качестве базы для следующих при применении методик каскадной пошаговой аллокации.

В третьих, PlanDesigner содержит сервисные инструменты (параметры макросов, условия и условные операции), позволяющие создавать для пользователей интеллектуальные и интерактивные алгоритмы в моделях аллокации расходов. Например, позволяющие пользователю экспериментировать и "вручную" осуществлять выбор базы распределения в ходе расчёта. Или автоматически направлять алгоритм расчёта по той или иной "ветке" в зависимости от результатов предыдущих расчётов.

Естественно, в PlanDesigner есть широкий инструментарий для загрузки данных из разнообразных внешних источников (учётные и ERP-системы, базы финансовых и нефинансовых данных, электронные таблицы), для "ручного ввода" недостающих данных и мнений экспертов, для выгрузки результатов аллокации во внешние системы и электронные таблицы, для табличного и графического отражения и анализа полученных результатов аллокации (расчёта себестоимости и прибыли). Подробнее инструменты "входа" и "выхода" будут описаны ниже.

Наконец, ключевая особенность: PlanDesigner - "визуальный конструктор", в котором все алгоритмы (аллокации расходов, расчётов себестоимости и финансовых результатов, бюджетирования, анализа данных и т.п.) вы создаёте путём "визуального моделирования", без программирования, силами специалистов-предметников (экономистов, финансистов) - и в разы быстрее, чем в "программируемых" системах!

Инструменты "входа" и "выхода" данных для моделей аллокации расходов:

Для импорта финансовых и нефинансовых данных из любых учётных систем предприятий и специализированных производственных приложений вы можете использовать универсальный "промежуточный слой" - открытый шлюз с простой и понятной структурой данных. Импорт/экспорт данных через "промежуточный слой" - тот самый редкий процесс, для настройки которого может потребоваться привлечь программистов (как правило - администрирующих системы, с которыми настраивается обмен данными). Этот же слой можно использовать при необходимости экспорта результатов аллокации расходов предприятия из PlanDesigner в другие базы данных.

Для загрузки данных из удалённых источников (как по расписанию, так при наступлении определённых событий) можно использовать службы ByteCollector или ReportCollector. Для настройки обмена данными с наиболее распространённой системой бухгалтерского и налогового учёта - 1СПредприятие - предлагаем вам использовать 1СКоннектор.

Базы распределения и другие исходные данные для моделей аллокации расходов (как финансовые, так и нефинансовые) вы можете так же импортировать в PlanDesigner из электронных таблиц Excel. Используя инструмент "внешние связи", вы так же можете настроить выгрузку результатов распределения в электронные таблицы или отправку отчётов на печать.

При необходимости, вы можете настроить формы (многомерные кубы PlanDesigner или списочные формы UPE с динамическим управлением правами доступа) для ручного ввода недостающих данных непосредственно в программу (например, оценок экспертов для использования в качестве базы распределения в моделях аллокации расходов).

Интерфейсы визуализации результатов аллокации расходов предприятия:

В многомерных кубах вы можете прозрачно разложить результаты аллокации расходов предприятия и расчётов себестоимости по всем необходимым осям (товары и услуги, подразделения и менеджеры, клиенты, регионы, статьи и т.п.) на экране, а также выгрузить любое экранное представление в таблицы Excel.

Используя "дрилл-даун" (сверление) по формулам и связям, пользователи всегда могут увидеть - откуда взялась та или иная цифра, добраться до первоисточников данных в моделе аллокации (как суммы "к распределению", так и базы распределения).

Для графического отражения результатов аллокации расходов предприятия вы можете использовать:

Вы можете использовать интерактивный Конструктор отчётов UPE для автоматического формирования сложных печатных форм или выгрузки результатов аллокации расходов предприятия в различных форматах - PDF, HTML, DOC и т.п.

Дистанционный доступ к результатам аллокации расходов предприятия наши клиенты получают одним из следующих способов:

  • WEB-интерфейс для работы с многомерными кубами через браузер,
  • RDP для удалённой работы пользователей с рабочими местами, расположенными на сервере компании (сами сервера при этом могут находиться в любой стране как на собственных мощностях клиента, так и на арендованных).

Анализ результатов аллокации расходов предприятия:

Во-первых, размещение результатов аллокации в многомерных кубах позволяет естественным образом проводить ретроспективный анализ, отслеживая динамику изменения распределяемых сумм во времени.

Во-вторых, обычно непосредственно в PlanDesigner наши клиенты строят модели планирования и бюджетирования. Вы можете реализовать одинаковые алгоритмы аллокации (распределения) затрат предприятия как для плановых, так и для фактических данных - и автоматически получите сопоставимый "план-фактный" анализ финансовых результатов с учётом аллокации.

В третьих, вы можете дополнить модели аллокации расходов предприятия "факторным анализом" изменения, вычислив, в какой степени общее изменение связано с изменением базы (доли от базы, приходящейся на единицу учёта, на которую распределяется тот или иной расход), а в какой степени - с изменением суммы к распределению.

Кроме того, используя многомерность, вы можете одновременно построить несколько сценариев (версий) аллокации расходов предприятия, или провести анализ "что будет, если" (например, просчитать влияние изменения курсов для расходов, номинированных в различных валютах).

Ключевая особенность PlanDesigner для автоматизации процессов аллокации расходов предприятия:

PlanDesigner - конструктор. В нём нет "жёсткого" готового решения для аллокации расходов. Все алгоритмы и модели настраиваются точно под ваше предприятие, по заданным вами комбинациям методик аллокации. Вы самостоятельно, или с помощью консультантов, создаёте индивидуальное автоматизированное решение. Преимущества:

  • индивидуальное автоматизированное решение учитывает нюансы и усиливает конкурентные преимущества именно вашего бизнеса;
  • вы используете любые сочетание известных методик и алгоритмов аллокации расходов, расчётов себестоимости и финансового результата (нет методических и алгоритмических ограничений);
  • вы получаете возможность настроить в одной базе на платформе PlanDesigner единую автоматизированную систему управления предприятием, включая весь спектр инструментов и моделей (планирование и бюджетированиеуправленческий учёт, контроль и анализ финансовых результатов деятельности, экономическое моделирование и т.п.), среди которых аллокация расходов предприятия и расчёт себестоимости продуктов и услуг - лишь один из элементов, часть цельного решения.

PlanDesigner - "визуальный" конструктор. Все алгоритмы (кроме интеграции с внешними системами на уровне СУБД) настраиваются БЕЗ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, путём визуального моделирования (смотрите примеры). Плюсы такого подхода:

  • Автоматизацию процессов аллокации расходов могут сделать специалисты-предметники (финансисты, экономисты), понимающие суть задачи, знающие методики аллокации и освоившие азы многомерного моделирования;
  • В несколько раз (по сравнению с системами, настраиваемыми путём программирования) сокращается трудоёмкость и время на создание готовых автоматизированных решений по аллокации расходов;
  • В дальнейшем вы самостоятельно можете перестроить решение по аллокации расходов в соответствии с изменением требований бизнеса.

Количественные характеристики реальных моделей аллокации расходов:

Как было сказано выше, PlanDesigner не накладывает ограничений на размерность модели. Вы можете использовать любое количество измерений (осей) в многомерных кубах и создавать любое количество OLAP-кубов в своей модели аллокации расходов. Быстродействие (скорость расчётов в алгоритмах аллокации) НЕ зависит от размерности отдельных кубов и модели в целом - а определяется лишь реальным количеством данных в кубах.

Однако, стоит помнить - OLAP коварен! Во-первых, модели аллокации расходов сами по себе подразумевают рост данных на 1-2 порядка (когда вы одну цифру расхода по статье за период распределяете на на несколько сотен или тысяч объектов учёта). Во-вторых, вычисление всевозможных агрегатов в OLAP-кубах (сумм по статьям, по товарным группам, по группам клиентов, по кварталам и году, по структуре сети продажи и т.п.) увеличивает количество значений ещё на 1-2 порядка. Так что, подав на "вход" в модели аллокации пол-миллиона значений, на "выходе" вы запросто можете получить сотни миллионов или миллиарды чисел. И просто для их записи понадобятся достаточно ёмкие и быстрые дисковые массивы (1млрд. значений занимает примерно 100Гбт дискового пространства). На практике мы работали с моделями объёмом до 10Тб.

Заранее трудно сказать - какой именно объём данных будет в ваше модели и сколько времени займут расчёты. Поэтому мы рекомендуем использовать следующую последовательность автоматизации моделей аллокации расходов предприятия:

  • Построить модель аллокации на имеющемся "железе". PlanDesigner не требователен к ресурсам, модель можно строить даже на обычных ноутбуках (смотрите базовые требования к программному обеспечению).
  • Провести тестирование модели на небольшом объёме данных и провести оптимизацию для наиболее ресурсоёмких операций. Приёмы оптимизации достаточно просты (декомпозиция модели на отдельные кубы, выстраивание правильного порядка расчётов), но могут давать кратный рост производительности. Например, в одном из вариантов модель, которая на сервере у заказчика считала около 2-х часов, после оптимизации на ноутбуке консультанта с тем же объёмом данных считалась за 3 минуты (ускорение в 40 раз)!
  • Последним шагом - провести нагрузочное тестирование на реальных данных, замерить нагрузку на отдельные компоненты оборудования - и после этого, при необходимости, принимать решение о модернизации (дисковой подсистемы, оперативной памяти, процессорных мощностей). Познакомьтесь с примерами серверных конфигураций в нескольких крупных проектах.

Пример с аллокацией по 2-м осям ("товары" и "клиенты") последовательно 4-х статей для 12 месяцев и последующим вычислением показателя "отдача на активы" и всех агрегатов на обычном ноутбуке (процессор 1,8 Ггц, ОЗУ 2,0 Гб) PlanDesigner рассчитывает в течение 1 минуты (непосредственно аллокация расходов при этом занимает всего 21 секунду), выдавая на выходе более 436 тысяч значений.

На практике часто клиенты выстраивают решения, в которых импорт исходных данных и запуск различных расчётов, включая аллокацию расходов и вычисление ключевых показателей, осуществляется по таймеру (например, ночью). А утром менеджеры приходят - и их ждут готовые данные, необходимые для принятия обоснованных и взвешенных управленческих решений. В такой конфигурации время расчёта (2 или 20 минут) в моделях аллокации расходов уже не имеет значения.

Стоимость проектов по автоматизации моделей аллокации расходов предприятий:

Во-первых, перед автоматизацией процессов аллокации расходов предприятия следует разработать грамотную методику. Вы можете сделать это сами, а можете воспользоваться услугами консультантов (как наших, так и других консалтинговых компаний, специализирующихся на постановке методик управленческого учёта). Стоимость таких работ зависит от сложности и масштаба модели аллокации расходов, и обычно лежит в диапазоне от 100 тыс. до 1,5 млн. рублей.

Во-вторых, стоимость программного обеспечения, с помощью которого будут автоматизированы процессы аллокации расходов предприятия. Как было сказано выше, обычно модели аллокации являются лишь частью более общей системы автоматизации управленческого учёта или бюджетирования, и лучше взять софт, который может автоматизировать все эти задачи. Стоимость PlanDesigner зависит от версии и количества рабочих мест, и обычно укладывается в диапазон от 240 тыс. рублей (для версии Optimal с годовой технической поддержкой) до 1,5 млн. рублей (для масштабных проектов с большими кубами и количеством пользователей от нескольких десятков и больше).

В третьих, в стоимость проекта также следует заложить затраты на настройку, тестирование и запуск в эксплуатацию модели аллокации расходов. Стоимость этих работ также сильно зависит от масштаба модели и сложности алгоритмов, и может составлять от 100 тыс. руб. до 2-3 млн. рублей. В PlanDesigner такие модели настраиваются без программирования, средствами "визуального моделирования", и ваши специалисты могут сделать это самостоятельно, освоив азы моделирования и воспользовавшись готовыми примерами и образцами простых моделей аллокации расходов предприятия.

Заказите просмотр (это бесплатно) - и мы покажем примеры, обсудим детали вашего проекта и поможем оценить стоимость решения.