Как за 2 минуты сделать поточечный факторный анализ изменения выручки.
21.01.2016- по товарным группам и отдельным товарам;
- по каналам сбыта или отдельным менеджерам;
- по времени;
- ...по другим аналитикам, по которым детализирован ваш учёт или планы продаж;
Наглядно и просто - о математике факторного анализа изменения выручки.
Ещё из физики я помню, как "правильная" картинка может за мгновение "высветить" нужное решение и заменить кучу "умных" выкладок и рассуждений. Смотрите:

Видим, что если по одной оси отложить "Цену", а по другой - "Количество проданной продукции", то площадь получившегося прямоугольника и есть "Выручка". А изменение "Выручки" - увеличение размера прямоугольника - можно разложить на факторы как минимум двумя способами, дающими разный числовой результат для каждого из факторов. В большинстве источников традиционно используют 2-й из указанных выше способов. Насколько это корректно?
Не вдаваясь с долгие научные рассуждения и не привлекая на свою сторону "тяжёлую артиллерию" в виде "методов взятия интегралов", предлагаем взглянуть на следующую картинку. На ней вы сразу видите такой же простой в исполнении, но всё-таки чуть более точный (и однозначно менее спорный) вариант разложения на факторы изменения выручки от продаж:
Видим, что:
- Отклонение Выручки "за счёт количества" равно "изменение количества продаж" умножить на "среднюю (план + факт)/2 цену".
- Отклонение Выручки "за счёт цены" равно "изменение цены" умножить на "среднее (план + факт)/2 количество".
Эти простые формулы и возьмём за основу для разложения на факторы изменения показателя "Выручка от продаж".
Как совместить "поточечный" факторный анализ выручки и корректную сумму по любой из осей.
Большинство источников приводит примеры факторного анализа изменения общей выручки предприятия (например, в целом по всем товарам), без детализации по всем необходимым аналитикам. Такая информация сродни "средней температуре по больнице" и мало годится для принятия обоснованных управленческих решений - что произошло и что делать с каждым конкретным клиентом или товаром.
Руководитель получает детализацию изменения выручки с разбивкой по менеджерам - одна общая сумма. Запрашивает факторный анализ изменения выручки с детализацией по товарам - и получает другую общую сумму. А если с детализацией по клиентам - третья общая сумма. И где правда, чему верить?
Более того, использование традиционных электронных таблиц для расчёта и анализа факторов изменения выручки - задача достаточно трудоёмкая. Для каждого следующего периода требуется время (часы или даже дни) для "ручной" подстройки формул под изменившиеся справочники (например, списки клиентов и товаров).
Как ОДНОВРЕМЕННО посчитать:
- Вклад факторов ("за счёт цены" и "за счёт количества") в изменение выручки от продаж по каждой из десятков или сотен тысяч точек - например, для каждого сочетания "товар + клиент + менеджер + период".
- И получить корректную и одинаковую общую сумму по любой из осей (и по всем осям сразу).
В PlanDesigner для этого достаточно:
- (А) Использовать средневзвешенные (по количеству) цены при любом суммировании показателей по любой из осей.
- (Б) Применить указанную выше формулу расчёта факторов изменения выручки для каждой из "точек" - например, для каждого сочетания "товар + клиент + менеджер + период".
- (В) После этого просто просуммировать факторы изменения выручки от реализации в каждой из точек по всем осям (аналитикам) в многомерном OLAP-кубе.
Наглядный результат факторного анализа изменения выручки от реализации в OLAP-кубе.
Просто гляньте на эту таблицу:
В ней мы одновременно видим как сумму факторов изменения выручки - одинаковую по любой из осей, так и каждую из деталей, из которых эта сумма получается. При необходимости мы можем одним движением мыши развернуть (детализировать) любую сумму по составляющим или превратить таблицу в наглядный график.
Как вы думаете - сколько времени требуется для настройки такого решения? Смотрите пошаговую инструкцию - как в PlanDesigner за пару минут настроить поточечный многомерный анализ факторов изменения выручки от продаж.
Оставьте заявку (кнопка в верхнем правом углу) - и получите детальные презентации примеров многомерного факторного анализа изменения выручки от реализации.
Закажите свой пример!
Если среди указанных выше примеров вы не нашли вариант, который важен для вашего бизнеса - закажите просмотр (кнопка в верхнем правом углу) или расскажите о своей задаче (почта: market@softprom.ru)! Мы в короткий срок ответим - возможно ли её решить в PlanDesigner, и если "да" - бесплатно смоделируем и покажем вам индивидуальный пример (прототип решения), сделанный под вашу конкретную ситуацию
Автор: Посудневский Олег, Рязанцева Елена
Категория: Общая