Сергей
19 января 2021
Статьи
Как за 2 минуты сделать поточечный факторный анализ изменения выручки.
Факторный анализ выручки позволяет вам увидеть — в какой степени СУММАРНОЕ изменение выручки обусловлено изменением количества проданной продукции, а в какой — изменением цен. Применение многомерных OLAP-кубов для этой задачи позволяет ОДНОВРЕМЕННО проанализировать изменение как агрегированных показателей, так и вклад факторов для каждой отдельной точки по любому сочетанию осей, например:
- по товарным группам и отдельным товарам;
- по каналам сбыта или отдельным менеджерам;
- по времени;
- …по другим аналитикам, по которым детализирован ваш учёт или планы продаж;
Наглядно и просто — о математике факторного анализа изменения выручки.
Ещё из физики я помню, как «правильная» картинка может за мгновение «высветить» нужное решение и заменить кучу «умных» выкладок и рассуждений. Смотрите:
Видим, что если по одной оси отложить «Цену», а по другой — «Количество проданной продукции», то площадь получившегося прямоугольника и есть «Выручка». А изменение «Выручки» — увеличение размера прямоугольника — можно разложить на факторы как минимум двумя способами, дающими разный числовой результат для каждого из факторов. В большинстве источников традиционно используют 2-й из указанных выше способов. Насколько это корректно?
Не вдаваясь с долгие научные рассуждения и не привлекая на свою сторону «тяжёлую артиллерию» в виде «методов взятия интегралов», предлагаем взглянуть на следующую картинку. На ней вы сразу видите такой же простой в исполнении, но всё-таки чуть более точный (и однозначно менее спорный) вариант разложения на факторы изменения выручки от продаж:
Видим, что:
- Отклонение Выручки «за счёт количества» равно «изменение количества продаж» умножить на «среднюю (план + факт)/2 цену».
- Отклонение Выручки «за счёт цены» равно «изменение цены» умножить на «среднее (план + факт)/2 количество».
Эти простые формулы и возьмём за основу для разложения на факторы изменения показателя «Выручка от продаж».
Как совместить «поточечный» факторный анализ выручки и корректную сумму по любой из осей.
Большинство источников приводит примеры факторного анализа изменения общей выручки предприятия (например, в целом по всем товарам), без детализации по всем необходимым аналитикам. Такая информация сродни «средней температуре по больнице» и мало годится для принятия обоснованных управленческих решений — что произошло и что делать с каждым конкретным клиентом или товаром.
Руководитель получает детализацию изменения выручки с разбивкой по менеджерам — одна общая сумма. Запрашивает факторный анализ изменения выручки с детализацией по товарам — и получает другую общую сумму. А если с детализацией по клиентам — третья общая сумма. И где правда, чему верить?
Более того, использование традиционных электронных таблиц для расчёта и анализа факторов изменения выручки — задача достаточно трудоёмкая. Для каждого следующего периода требуется время (часы или даже дни) для «ручной» подстройки формул под изменившиеся справочники (например, списки клиентов и товаров).
Как ОДНОВРЕМЕННО посчитать:
- Вклад факторов («за счёт цены» и «за счёт количества») в изменение выручки от продаж по каждой из десятков или сотен тысяч точек — например, для каждого сочетания «товар + клиент + менеджер + период».
- И получить корректную и одинаковую общую сумму по любой из осей (и по всем осям сразу).
В PlanDesigner для этого достаточно:
- (А) Использовать средневзвешенные (по количеству) цены при любом суммировании показателей по любой из осей.
- (Б) Применить указанную выше формулу расчёта факторов изменения выручки для каждой из «точек» — например, для каждого сочетания «товар + клиент + менеджер + период».
- (В) После этого просто просуммировать факторы изменения выручки от реализации в каждой из точек по всем осям (аналитикам) в многомерном OLAP-кубе.