Выберите свой город 

Как за 2 минуты сделать поточечный факторный анализ изменения выручки.

19 Янв 2021
Сергей

Как за 2 минуты сделать поточечный факторный анализ изменения выручки.

Факторный анализ выручки позволяет вам увидеть - в какой степени СУММАРНОЕ изменение выручки обусловлено изменением количества проданной продукции, а в какой - изменением цен. Применение многомерных OLAP-кубов для этой задачи позволяет ОДНОВРЕМЕННО проанализировать изменение как агрегированных показателей, так и вклад факторов для каждой отдельной точки по любому сочетанию осей, например:

  • по товарным группам и отдельным товарам;
  • по каналам сбыта или отдельным менеджерам;
  • по времени;
  • ...по другим аналитикам, по которым детализирован ваш учёт или планы продаж;

Наглядно и просто - о математике факторного анализа изменения выручки.

Ещё из физики я помню, как "правильная" картинка может за мгновение "высветить" нужное решение и заменить кучу "умных" выкладок и рассуждений. Смотрите:

Как за 2 минуты сделать  поточечный факторный анализ  изменения выручки.

Видим, что если по одной оси отложить "Цену", а по другой - "Количество проданной продукции", то площадь получившегося прямоугольника и есть "Выручка". А изменение "Выручки" - увеличение размера прямоугольника - можно разложить на факторы как минимум двумя способами, дающими разный числовой результат для каждого из факторов. В большинстве источников традиционно используют 2-й из указанных выше способов. Насколько это корректно? 

Не вдаваясь с долгие научные рассуждения и не привлекая на свою сторону "тяжёлую артиллерию" в виде "методов взятия интегралов", предлагаем взглянуть на следующую картинку. На ней вы сразу видите такой же простой в исполнении, но всё-таки чуть более точный (и однозначно менее спорный) вариант разложения на факторы изменения выручки от продаж: 

Как за 2 минуты сделать  поточечный факторный анализ  изменения выручки.

Видим, что:

  • Отклонение Выручки "за счёт количества" равно "изменение количества продаж" умножить на "среднюю (план + факт)/2 цену". 
  • Отклонение Выручки "за счёт цены" равно "изменение цены" умножить на "среднее (план + факт)/2 количество".

Эти простые формулы и возьмём за основу для разложения на факторы изменения показателя "Выручка от продаж".

Как совместить "поточечный" факторный анализ выручки и корректную сумму по любой из осей.

Большинство источников приводит примеры факторного анализа изменения общей выручки предприятия (например, в целом по всем товарам), без детализации по всем необходимым аналитикам. Такая информация сродни "средней температуре по больнице" и мало годится для принятия обоснованных управленческих решений - что произошло и что делать с каждым конкретным клиентом или товаром. 

Руководитель получает детализацию изменения выручки с разбивкой по менеджерам - одна общая сумма. Запрашивает факторный анализ изменения выручки с детализацией по товарам - и получает другую общую сумму. А если с детализацией по клиентам - третья общая сумма. И где правда, чему верить?

Более того, использование традиционных электронных таблиц для расчёта и анализа факторов изменения выручки - задача достаточно трудоёмкая. Для каждого следующего периода требуется время (часы или даже дни) для "ручной" подстройки формул под изменившиеся справочники (например, списки клиентов и товаров).

Как ОДНОВРЕМЕННО посчитать:

  • Вклад факторов ("за счёт цены" и "за счёт количества") в изменение выручки от продаж по каждой из десятков или сотен тысяч точек - например, для каждого сочетания "товар + клиент + менеджер + период". 
  • И получить корректную и одинаковую общую сумму по любой из осей (и по всем осям сразу).

В PlanDesigner для этого достаточно:

  • (А) Использовать средневзвешенные (по количеству) цены при любом суммировании показателей по любой из осей. 
  • (Б) Применить указанную выше формулу расчёта факторов изменения выручки для каждой из "точек" - например, для каждого сочетания "товар + клиент + менеджер + период".
  • (В) После этого просто просуммировать факторы изменения выручки от реализации в каждой из точек по всем осям (аналитикам) в многомерном OLAP-кубе.
Поделиться
Российская компания СофтПром основана в 1997 году командой разработчиков с опытом создания программного обеспечения и автоматизации информационных систем предприятий. Специализация: автоматизация систем "Управления Эффективностью Бизнеса" (BPM - Business performance management, CPM - Corporate performance management, EPM - Enterprise performance management CPM). С 2004 года Софтпром вышел в лидеры по количеству успешных внедрений систем бюджетирования в сегменте крупных и средних предприятий. "Гознак", "ТатЭнерго", "Олимпстрой" и многие другие компании выбрали наши платформы PlanDesigner&UPE для автоматизации процессов управления. Познакомьтесь с опытом внедрения автоматизированных систем в разделе "Кейсы".

    107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, дом 44, строение 1, офис 610
    cross