Методики и задачи
Выбираем адекватную методологию под бизнес-задачу
Прежде, чем начать настройку автоматизированной системы… И даже прежде, чем писать Техническое Задание на автоматизацию — целесообразно определиться с тем, какие управленческие методологии вы хотите заложить в будущую систему под ваши цели. Какая из методологий (или их комбинация) лучше всего поможет решить сформулированные бизнес-задачиК примеру, банальная система бюджетирования и финансового планирования может использовать следующие методики и алгоритмы:
- планирование снизу
- планирование сверху
- встречное планирование
- планирование от достигнутого
- планирование «от нулевой точки»
- бюджетирование от ограничивающего ресурса
- бюджетирование, ориентированное на результат
- комбинация указанных выше и других подходов и методологий
И подобное разнообразие методов и подходов встречается для задач каждого уровня управления:
Стратегический уровень
Уровень долгосрочных задач и результатов нацелен на формирование траектории развития бизнеса
Особенности:
- Горизонт действия принимаемых управленческих решений — годы
- Степень неопределённости — максимальная
- Цена ошибки — высока. Последствия могут быть как прорывными, так и фатальными для бизнеса
Классы задач и систем (примеры):
- Анализ конкурентной среды, положения и динамики развития компании
- Управление стратегическими инициативами и гипотезами
- Управление инвестиционными порфтелями
- Экономическое моделирование
Тактический уровень
Задача среднесрочного уровня — «консенсус» между стратегией (желаниями владельцев) и возможностями «активов»
Особенности:
- Горизонт действия принимаемых управленческих решений — месяцы, финансовый год
- Одна из целей — грамотно распределить и эффективно использовать имеющиеся ресурсы под поставленные акционерами задачи
- Охват всей системы управления бизнесом
Примеры задач и систем:
- Бюджетирование и финансовое планирование (эффективное использование ресурсов)
- Управление проектами
- Управленческий учет
- Точное определение состояния компании (финансовых характеристик и нефинансовых KPI)
Оперативный уровень
Бизнес-процессы оперативного управления должны быть выстроены «как часы»
Особенности:
- Решения принимаются ежедневно
- Позволяет организации мгновенно реагировать на возникающие на рынках возможности и угрозы при движении к поставленным целям
- Охват практических всех сотрудников бизнеса
Классы задач и систем (примеры):
- Оперативное управление платежами («корпоративное казначейство»
- Управление производством, складами, цепочками поставок
- Управление взаимоотношениями с клиентами
- Управление инфраструктурой и ремонтами
Методики и задачи
Выбираем адекватную методологию под бизнес-задачу
В том, что автоматизация бизнеса в современным мире не просто желательна, а необходима, у большинства руководителей нет сомнений. Но как выбрать оптимальную систему именно для вашей компании? Как удостовериться, что текущие процессы на предприятии готовы к автоматизации? Как и «чьими руками» внедрять систему автоматизации? Без ответа на эти вопросы сложно рассчитывать на успех.Сегодня на рынке представлено множество решений, как адаптивных, так и имеющих существенную отраслевую и методологическую специфику. И если с отраслевой все понятно, исходя из направления деятельности компании, то при выборе между «готовыми методологиями» и «уникальными разработками» выделяют 3 основных подхода:
Менять систему под методики
Закрепить при автоматизации существующие методики (доработать систему под фактические методики)
Достоинства.
Основное преимущество варианта адаптации системы под уже используемы предприятием методики и бизнес-процессы — простота запуска автоматизированной системы управления в эксплуатацию. Суть процессов остается неизменной, меняется лишь инструментарий:
- Сохраняются привычные сотрудникам бизнес-процессы
- Почти не надо переучивать пользоваталей (уменьшается сопротивление внедрению)
- Меньше время и трудозатраты на уточнение задачи и разработку ТЗ (берем «как есть»)
Сложности и риски.
Обратная сторона медали «сохранить бизнес-процессы как есть» — увеличение стоимости разработки и дальнейшего сопровождения глубоко кастомизированной автоматизированной системы:
- большой объем доработок системы под существующие бизнес-процессы
- сложности при дальнейшей поддержке и развитии системы
- риск «зацементировать» в автоматизированной системе неоптимальные методики (бизнес-процессы, подходы)
Когда применять.
Нет «плохих» и «хороших» («правильных» и «неправильных») подходов. Есть релевантные, больше подходящие к конкретной ситуации, и менее подходящие. Вариант «меняем систему под фактические методики» адекватно применить, если:
- вы уверены, что фактически применяемые методики, алгоритмы и бизнес-процессы — лучшие в отрасли (или даже в мире) и дают вам неоспоримые конкурентные преимущества
- используемая для автоматизации платформа — гибкая и позволяет быстро пере-настраивать алгоритмы (такую возможность дают low-code платформы)
- подлежащая автоматизации область — уникальная, должна быть заточена под потребности имеено ваших топ-менеджеров (а не стандартные требования отрасли или региона, как, например, программых бухгалтерского и налогового учета)
Принять готовую «встроенную» методологию системы
Минимизировать доработки программы, подстраиваясь под зашитые в систему готовые бизнес-процессы
Достоинства.
Плюсы такого варианта очевидны:
- быстрое внедрение
- возможность использования «типовых конфигураций» (без доработок)
- как правило, выше быстродействие автоматизированной системы
- проще сопровождение и поддержка, обновление версий
Сложности и риски:
- необходимо пере-обучить пользователей
- выше сопротивление пользователей внедрению информационной системы
- риск реализации бизнес-требований упрощённо или лишь частично
Когда применять:
По сути, речь идёт о стандартизированных «коробочных решениях», которые можно использовать практически сразу после установки (покупки).
- фактически используемые в компании методики и бизнес-процессы «отстали от жизни», и лучше применить «стандарт»
- зашитые в автоматизированной системе возможнсти более чем на 90% закрывают бизнес-требования
- алгоритмы автматизируемых бизнес-процессов жёстко регламентируются «извне» отраслевыми или национальными стандартами (например, налоговый и бухгалтерский учет)
- на рынке имеются глубоко проработанные отраслевые решения, отлично учитывающие специфику работы предприятия
Адаптация лучших методологий и внедряемых программ под бизнес-задачи
Подбор оптимальных для бизнеса методологий и доработка под них внедряемых систем
Достоинства:
- максимальный учет требований и специфики бизнеса
- усиление и закрепление в ПО уникальных конкурентных преимуществ предприятия
Сложности и риски:
- выше трудозатраты на постановку методологии (как правило — с привлечением сторонних консультантов)
- выше расходы на настройку и внедрение (адаптацию) системы
- выше требования к квалификации проектной команды (как своих специалистов, так и привлекаемых консультантов)
- необходимость сопряжения изменений со смежными бизнес-процессами
Когда применять:
По сути, речь идёт о стандартизированных «коробочных решениях», которые можно использовать практически сразу после установки (покупки). … Высокий уровень зрелости управления в компании… Высокий уровень конкуренции в отрасли, в которой работает компания.
- высокий уровень управленческой зрелости компании
- высокий уровень конкуренции на рынке (в отрасли), где работает компания
- есть управленческая воля выстроить систему «точно под свой бизнес»
- используемая для автоматизации платформа — гибкая и позволяет быстро пере-настраивать алгоритмы (такую возможность дают low-code платформы)
- есть готовность использовать гибкие пошаговые методы (Aglie) разработки и внедрения автоматизированной системы управления
Как выбрать оптимальный вариант автоматизации именно для вашей компании?