Business Intelligence — компас в море информации
Фокусируйтесь на важном в данный момент
Сегодня уже сложно представить себе бизнес без современных инструментов для принятия управленческих решений — так называемых Business Intelligence или BI-систем.Business intelligence (BI) – это обозначение компьютерных методов и инструментов для организаций, обеспечивающих перевод транзакционной деловой информации в понятную форму, пригодную для бизнес-анализа, а также средства для работы сотрудников компании с обработанной таким образом информацией.
BI-системы полезны бизнесу в любой сфере, будь то производство или финансы, телекоммуникации или оптовая торговля, общественное питание или страхование и т.п. Причем если раньше BI внедряли лишь крупные предприятия, то теперь аналитические решения все чаще начинает использовать также средний и малый бизнес. Ничего удивительного, ведь именно BI-системы позволяют оперативно собирать актуальную коммерческую информацию для принятия стратегических и тактических решений, в том числе отслеживать положение дел в компании в режиме реального времени и при необходимости оперативно реагировать на любые отклонения от плана или нормы. Их цель – интерпретировать максимальное количество данных, при этом заострив внимание только на ключевых факторах эффективности, а также смоделировать последствия различных вариантов действий и отследить результаты принятия решений.
Объединив преимущества OLAP-кубов, механизмов «дрилл-дауна», каскадной фильтрации транзакционных данных и мощного математического аппарата, PlanDesigner&UPE даёт в ваши руки непревзойдённый инструмент для разнообразных вариантов анализа деятельности предприятия, в том числе:
- многомерный план-фактный анализ отклонений;
- факторный анализ отклонений и изменений;
- ретроспективный анализ;
- вариативный анализ «что — будет — если»;
- анализ «затраты — объем — прибыль»;
- возможности поиска скрытых закономерностей;
- анализ производственных и финансовых рычагов;
- анализ чувствительности;
Многомерный план-фактный анализ
Детализация отклонений до любого уровня и по любым аналитикам
OLAP-кубы PlanDesigner — идеальный инструмент для план-фактного анализа показателей бизнеса от «верхнего уровня» до «мельчайших деталей». Вы видите на экране компьютера полную, цельную, непротиворечивую картину бизнес-показателей, которую буквально парой движений мыши за секунду можете детализировать до отдельных составляющих по осям-аналитикам, или «провалиться» на следующий уровень, где увидеть — из чего сложилась интересующая вас цифра… И так «до самых низов».
Модели бизнеса некоторых наших клиентов уже содержат миллиарды записей бизнес-показателей. Справиться с анализом таких объёмов данных позволяют средства визуального форматирования и фильтрации значимых отклонений, а так же инструменты автоматического информирования менеджеров о критических отклонениях сверх заданных допусков.
Лучше один раз увидеть: смотрите пример, как в PlanDesigner за несколько минут настроить расчёт план-фактных отклонений.
Практический ФАКТОРНЫЙ анализ изменения бизнес-показателей:
Многомерная расшифровка причин отклонений и изменений
Простой план-фактный анализ хорош (почти) , когда вы анализируете «аддитивные» (складываемые) бизнес-показатели, например, статьи БДР (Бюджет Доходов и Расходов). Но стоит вам «копнуть» чуть глубже (например, перейти к Бюджету Продаж), и уже не очевидно — на какую конкретно величину на отклонение Выручки повлияло изменение Цены, а на какую — изменение объёмов Продаж в количественном выражении. Ещё менее очевидно состоят дела с разложением на факторы показателей «рентабельности», «отдачи на активы», «ликвидности», «финансовой устойчивости» или «деловой активности» и т.п.Традиционные инструменты, как правило, делают анализ только по «верхнему уровню предприятия» (слишком обобщённо), не давая детального ответа на вопрос — «что конкретно делать дальше?». Более того, в большинстве источников в интернете примеры (формулы) факторного анализа в приложении к показателям бизнеса содержат методические неточность, которая в ряде случаев приводит к значимому искажению численных значениях (веса) различных факторов.
Факторный анализ бизнес-показателей в PlanDesigner позволяет одновременно:
- с высокой точностью разложить финансовые показатели бизнеса на составляющие их факторы;
- при этом сохранить высочайшую степень детализации, выделив конкретные точки для устранения «проблем», а так же «точки роста» для масштабирования;
В PlanDesigner вы можете использовать различные алгоритмы разложения изменения показателя на факторы — как «прямые» (сразу по всем факторам), так и «каскадные» (последовательное разложение «вложенных» факторов). Посмотрите на практические приёмы и преимущества факторного анализа бизнес-показателей в PlanDesigner.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ анализ бизнес-показателей:
Динамика изменений важна не меньше абсолютных значений
В PlanDesigner буквально за несколько минут вы можете настроить сравнение текущих показателей бизнеса с аналогичными показателями прошлых периодов в любых сочетаниях. Это может быть:
- простой «факт-фактный» анализ (расчёт абсолютных и относительных отклонений показателей во времени);
- факторный ретроспективный анализ (за счёт каких именно факторов произошло изменение фактических показателей бизнеса);
- выявление и анализ сезонных факторов (по отдельным категориям клиентов, товарным группам, каналам сбыта, в целом по бизнесу);
Чтобы сравнение с «ретроспективой» было корректным, показатели бизнеса за разные периоды необходимо привести в сопоставимый вид. На практике и эта задача очень прозрачно решается в PlanDesigner, включая применение следующих алгоритмов:
- переклассификация показателей (например, вследствие изменения уровня детализации статей, вследствие изменения организационной или финансовой структуры);
- перенос во времени «исправления ошибок учёта прошлых периодов» (приведение показателей бизнеса в вид, как если бы в прошлых периодах не было сделано ошибок);
- корректировка финансовых показателей на коэффициенты инфляции (приведение к «сопоставимым ценам»), или выделение инфляции в отдельный фактор, влияющий на результат;
Вариативный анализ ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ:
Расчёт вариантов будущего с учётом происходящего в настоящем
Одна из задач планирования (в том числе планирования показателей бизнеса) — снизить неопределённость будущего. Наш мозг очень не любит неопределённость и использует любые возможности для уменьшения расхождения между представлениями и реальностью. С помощью PlanDesigner вы можете использовать любые варианты увеличения гибкости при принятии управленческих решений, наилучшего использования имеющихся ресурсов и возникающих возможностей ОДНОВРЕМЕННО:
- предварительно просчитать любое количество сценариев (вариантов развития событий), заранее получив «поле решений», обеспечивающее высокую гибкость при изменении исходных параметров и предпосылок;
- при необходимости — быстро просчитать новые варианты, варьируя любые исходные параметры исходя из фактически складывающейся ситуации.
Пример из жизни.
В момент нежданного увеличения себестоимости оказания услуг более чем на 30% один из наших клиентов сказал: «На рынке системный кризис, и мы от него выиграем, потому что мы хорошо организованы!». Они быстро (в течение одного дня!) просчитали в PlanDesigner:
- Какой объём убытков они понесут, если не будут пересматривать цены для клиентов по уже заключённым контрактам, а выполнят их без прибыли или даже себе в убыток.
- На сколько точно надо поднять цены (отдельно по каждой группе услуг и для отдельных клиентов), что бы вернуть бизнес в состояние «текущей прибыльности» и при этом сохранить конкурентоспособность.
- Какой объём дополнительных финансовых ресурсов понадобится для прохождения возникшей «ямы»/
Компания в этой ситуации действительно выполнила все обязательства перед существующими клиентами и через 4 месяца вернулась к прибыльной работе. Единственное, что им пришлось ещё раз пересчитывать — это дополнительный объём финансовых ресурсов, необходимый для обслуживания новых клиентов, поток которых возник из-за того, что часть конкурентов просто разорилась.
Анализ «затраты — объем — прибыль»
Многомерный расчет детальной структуры себестоимости, рентабельности, отдачи на активы
Классическая задача «расчет точки безубыточности» в зависимости от объема продаж (производства) на графике выглядит понятно и «красиво», но в реальности в чистом виде неприменима. Потому что:
- Товаров не один, а много, и спрос на них (вариативность объемов продаж) имеет разную эластичность.
- Товары могут быть взаимозаменяемыми (как со стороны спроса, так и со стороны производства).
- Товары и товарные группы могут иметь радикально разные показатели ренбательности и срока оборачиваемости.
- Доходы и необходимые для их получения расходы (в том числе — условно постоянные) могут быть разнесены во времени по разным учетным периодам.
- В производственных цепочках продукция одного передела может выступать как в качестве готовых товаров, так и полуфабрикатов для последующих переделов.
С учетом вышесказанного, алгоритмы корректных расчётов себестоимости, рентабельности и отдачи на активы в условиях реального бизнеса могут быть весьма нетривиальными. В силу многомерной структуры данных и высокой гибкости, в PlanDesigner и UPE вы можете настроить такие алгоритмы, сохранив при этом потрясающую прозрачность результатов, что позволит оперативно принимать взвешенные и обоснованные решение по повышению прибыльности (например, оперативно просчитывать цены и другие параметры для внезапно появившегося дополнительного заказа).
Поиск скрытых закономерностей
Статистические алгоритмы для выявления новых тенденций на ранних стадиях
Для ряда проектов (СП РФ, ГК Олимпстрой и др.) по пожеланиям заказчиков в платформу UPE были встроены современные статистические алгоритмы, которые умеют самостоятельно находить скрытые закономерности на больших выборках. Программа самостоятельно анализирует представленную выборку данных, самостоятельно находит корреляции между данными и формирует набор признаков, по которым группирует транзакции (записи) из базы данных.
Интересные результаты были получены при применении этой технологии к «операциям-исключениям» (необычным операциям, не попадающим в автоматически сформированные группы). Именно при анализе «исключений» чаще всего находились как «зародыши» возникающих проблем, так и возможные «точки роста бизнеса».
Анализ чувствительности
Sensitivity Analysis — проверка бизнеса на устойчивость
Настройте для своего бизнеса модели «Анализа чувствительности», если хотите точно видеть — в какой степени результаты бизнеса зависят от изменения тех или иных «входных параметров» внешней среды (на которые вы не можете повлиять), или подконтрольных вам параметров деятельности вашей компании.
Как и в других решениях на основе PlanDesigner, используйте многомерная (OLAP) структуру данных , что бы получить цельную картину — одновременно высочайшую детализацию показателей бизнеса (по всем необходимым вам аналитикам) и «единую версию правды» — корректные агрегированные цифры при суммировании по любому из направлений.
Анализ производственных и финансовых рычагов (leverage):
Точка опоры для умножение бизнес-усилий при работе как с активами, так и с обязательствами
Многомерная (OLAP) структура представления данных в PlanDesigner позволяет СОВМЕСТИТЬ высокую детализацию показателей бизнеса (по товарным группам, по категориям клиентов, по каналам сбыта и т.п.) с анализом производственных и финансовых рычагов как отдельных направлений, так и бизнеса в целом . То есть, вы можете видеть одновременно «бизнес в целом» и «мельчайшие его детали». Такая особенность даёт возможность проводить «хирургические операции» и принимать решения по отдельным точкам и направлениям, при этом существенно улучшая общий результат предприятия в целом.
Анализ «производственных» рычагов (включает все стадии создания добавленной стоимости и работы с клиентами) является точной опоры для повышения прибыльности активов, имеющихся в распоряжении компании. Анализ «финансовых рычагов» позволяет оптимальным образом (при принятом уровне рисков) привлекать финансирование на обеспечение и масштабирование деятельности компании.
С программами PlanDesigner & UPE вы сможете провести анализ на нужную глубину и профессионально решить эти задачи.